Библиотека БФ ПНИПУ предлагает вниманию преподавателей и сотрудников краткий обзор публикаций журнала «Высшее образование в России» за 1 квартал 2022 года.
1. Покида, А.Н. Роль высшего образования в формировании здорового образа жизни (по результатам социологического исследования) А.Н.Покида,, Н.В.Зыбуновская,И.А. (№1, С.72-88).
Цель статьи – на основе социологических данных выявить зависимость состояния здоровья граждан, образа их жизни, различных поведенческих практик, связанных со сбережением и укреплением здоровья от уровня образования. В результате исследования выявлено, что у разных по статусу образовательных групп имеются свои склонности к различным болезням, которые могут быть связаны с образом жизни их представителей. Отмечено, что люди с высшим образованием, лучше оценивают состояние своего здоровья, больше заботятся о нем и заинтересованы в здоровом образе жизни.
2. Дистанционное обучении – дисбаланс возможностей и угроз Д.А.Ендовицкий, И.Е.Рисин, Ю.И.Трещевский, Е.А.Руднев (№1,С.89-98).
Анализ трех групп экспертов: работодателей, преподавателей вузов и студентов - показал невысокие значения выявленных возможностей, связанных с дистанционным обучением. В качестве положительного фактора отмечается повышение уровня компьютерной грамотности и возможность обучения без отрыва от основной деятельности в любой географической точке. Негативными обстоятельствами признаны длительное влияние компьютеров на здоровье студентов, снижение уровня практических знаний, недостаточное владение преподавателями компьютерными технологиями.
3. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования / А.В. Носкова, Д.В.Голоухова, Е.И.Кузьмина, Д.В.Галицкая (№1,С.159-168).
В статье анализируется проблема формирования цифровых компетенций преподавателей высшей школы во взаимосвязи с академическим развитием университета. Исследованы цифровые образовательные практики и выделены три типа агентов: инноваторы, популяризаторы, способствующие развитию вуза и рутинеры, замедляющие внедрение цифровых технологий. Сделан вывод, что возможным барьером к собственной инновационной деятельности для преподавателей является неоднозначное отношение к процессу цифровизации образования.
4. Гребнев, А.С. Обучение: что оценивать студенту?/А.С.Гребнев (№2, С.68-81).
Тема, заявленная в названии статьи, имеет как минимум три взаимосвязанных аспекта: управленческий (принятие административных решений), содержательный и технологический. Отмечается, что содержательный аспект студенческого оценивания преподавания как инструмента регулярно применяемого на уровне вуза в целом исследован недостаточно. В статье сравниваются воспитательные аспекты студенческой оценки преподавания в традиционной и «цифровой» технологиях и рассматривается возможность ее применения для формирования универсальных управленческих компетенций обучающихся вместо дисциплинарного воздействия на преподавателей.
5. Замятин, А.В. Фундаментальный подход к университетской подготовке IT-специалистов /А.В.Замятин, А.И. (№2, С.119-134).
Статья посвящена подготовке IT-специалистов в контексте реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Изложен общий подход, определены цели и содержание специализированной подготовки бакалавров, магистров и аспирантов к комплексной, инновационной и исследовательской деятельности. Представлена структура модернизированных учебных программ, согласованных с работодателями и обучающимися, подготовленная на базе Томского государственного университета.
6. Эзрох, Ю.С. Целевой прием в российские вузы: текущее состояние, проблемы и пути решения /Ю.С.Эзрох (№3, С.9-27).
Целевое обучение в вузах – система подготовки кадров высшей квалификации за счет бюджета с обязательной отработкой на государственных предприятиях, госслужбе и т.д., в рамках которой осуществляется целевой (особо квотируемый) приём абитуриентов. В ходе проведенного исследования выявлена недостаточная эффективность использованием государством инструмента целевого обучения в вузе, озвучены существующие проблемы, например, низкий уровень потенциала студентов-целевиков, необъективные подходы работодателей в выбору будущих целевиков, ограничения студентов-целевиков в выборе учебного заведения и др. По итогам анализа ситуации с целевым обучением, предлагаются научно обоснованные рекомендации для ее улучшения.
7. Пашков, М.В. Проблемы и риски цифровизации высшего образования /М.В.Пашков, В.М.Пашкова (№3, С.40-57).
Статья посвящена критическому анализу воздействия цифровых технологий на высшее образование. Авторы рассматривают цифровизацию высшего образования во взаимосвязи с более широкой социокультурной и политико-экономической проблематикой: глобализацией, коммерциализацией, социо-экономическим неравенством и этическими аспектами применения технологий. Ускоренная цифровизация образования во время пандемии выявила проблемные тенденции: «макдонольдизацию» образования, потребительское отношение к обучению, формирование элитарных моделей образования и др., а также создала новые риски, связанные с влиянием глобальных технологических корпораций, цифровым барьером как фактором образовательного неравенства.
Апрель, 2022г.