В помощь учебному процессу, научно-исследовательской деятельности, в познавательных целях и для расширения кругозора библиотека БФ ПНИПУ предлагает вниманию читателей обзор книг по отраслевой психологии.
Баранов, А.Е. Интернет-психология /А.Е.Баранов. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 264 с.- Текст: непосредственный. С момента появления первого персонального компьютера в 1984 году прошло не так уж и много времени, но за этот срок одни «цивилизации» сменяли другие, менялись компьютеры, за ними менялись люди, формировалось новое общество, появлялись новые привычки. Цифровой мир Интернета принес новые психологические особенности. Для того, чтобы разобраться в психологии Интернета, автор предлагает проследить от глубинных процессов формирования общества, начиная с первобытных времен и построения государства до момента проявления технического прогресса и возникновения интернет-технологий. Отдельные части книги, написанной в популярной форме и доступным языком, посвящены психологии интернет-общества (истории Интернета, психологии поисковых запросов, психологии форумов и социальных сетей, образованию интернет-сообществ, русскому менталитету как психологической особенности). Здесь же содержится информация о понятии «чат», сервисах электронной почты, электронных платежных системах, особенностям интернет-языка, психологии интернет-серфинга, массовых онлайн-играх через призму психологии, сайтах знакомств, психологии интернета на смартфонах и прочих мини-устройствах, об интернет-зависимости. Как Интернет повлиял на нашу жизнь? Как наша жизнь повлияла на Интернет? Почему Интернет так переменчив? В книге проводится исследование и анализ процессов, происходящих в Интернете, с точки зрения психологии, чтобы читатель мог сделать собственные выводы, которые, возможно, помогут ему изменить свою жизнь к лучшему. Книга полезна тем, кто еще только собирается попасть в Интернет, но и «бывалые» найдут для себя интересные и вполне забавные моменты.
Психология бизнеса. Теория и практика: учебник / под ред. Л.Н.Ивановой, В.А.Штроо, Н.В.Антоновой. – Москва: Юрайт, 2014. – 509 с.- Текст: непосредственный. Психология бизнеса – современная отрасль психологии, которая возникла на стыке многих дисциплин, прежде всего таких, как психология, социология и экономика, под влиянием процессов социального и экономического развития общества. данном учебнике представлена авторская концепция психологии бизнеса как прикладной области психологической науки, в основе которой лежат понимание бизнеса как деятельности и анализ основных составляющих бизнеса: личности субъекта бизнеса, организации как формы функционирования бизнеса и потребителя как конечной цели и фактора бизнес-деятельности. Книга состоит из шести разделов. В первой главе можно узнать о психологии бизнеса (предмет, задачи, методы, место в системе наук, история становления), направлениях исследовательской и практической деятельности психологов в бизнесе. В других частях книги речь идет о взаимоотношениях субъектов бизнеса (конкуренция и партнерство, доверие и недоверие), самоопределении личности в бизнесе и успехе, психологической помощи субъектам бизнеса (стресс и его преодоление, профессиональная пригодность личности в бизнесе, психологическое консультирование и коучинг). В учебном издании рассматриваются также вопросы коммуникации в организации и организационная культура, рассказывается о работе психолога в организации, о психологических особенностях потребительского поведения и рынка, психологических возможностях рекламы и продвижения товара. В учебных целях в книге приводятся различные тесты и методики для психодиагностики или научных исследований, после каждой главы книги предлагаются вопросы и задания для самоконтроля. В конце книги имеются практические приложения, например, «Опросник «Шкалы организационных парадигм» Л.Л.Константина». Материал учебника, подготовленный на основе многочисленных работ психологов, опубликованных в отечественной и зарубежной печати, должен научить студента владению методами психологической диагностики в развитии бизнеса, психологическим методам маркетинговых исследований, специфике психологических особенностей деятельности и личности бизнесмена.
Зеер,Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студентов вузов /Э.Ф.Зеер. – Москва: Академия, 2013. – 416 с. Психология профессионального образования – новая отрасль отечественной прикладной психологии. Эта комплексная учебная дисциплина изучает феноменологию становления личности, психологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования. Определяя содержание данного учебника, автор ориентировался на смыслообразующие идеи модернизации профессионального образования: приоритет развития личности обучаемого; формирование новых профессионально-образовательных конструктов у обучаемых; внедрение в профессионально-образовательный процесс личностно развивающих технологий. Эти положения и определили структуру книги. Первый раздел учебника рассматривает психологию профессионального образования как науку и учебную дисциплину, раскрывает методы исследования психологии профессионального образования (психометрические, экспериментальные, генетические и математические). Следующая часть книги рассматривает становление личности в онтогенезе и психологические особенности возрастных периодов человека. Далее идет речь о психологии развивающего профессионального образования: компетентностном подходе к профессиональному образованию, современным технологиям профессионального образования (рефлексивным технологиям обучения, тренинговым технологиям и др.) Четвертый раздел учебника посвящен психологии профессионального обучения (формированию трудовых навыков и профессионально ориентированных умений), психологическому сопровождению социально-профессионального воспитания, формам непрерывного профессионального образования, мониторингу профессионального обучения, инновациям в профессионально-педагогическом образовании. В учебном издании, которое адресовано студентам, аспирантам и специалистам психолого-педагогической квалификации, предлагаются контрольные задания и рекомендуемые списки литературы к каждой главе, а также глоссарий основных профессиональных понятий.
Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: учебник / Ю.В.Чуфаровский. – Москва: Проспект, 2021. – 472 с. На современном этапе развития психология все настойчивее занимает ключевую позицию в системе наук. Ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Эта потребность важна и при решении конкретных юридических задач. Юридическая психология по специфике исследуемых проблем и практической направленности неразрывно связана с юридической наукой и юридической практикой. Знание социально-психологических закономерностей – важнейшее условие эффективного правотворчества и правоприменения. Психологические познания необходимы юристу не только для решения отдельных частных проблем. Такие базовые уголовно-правовые понятия как личность преступника, преступное поведение, вина, мотив имеют комплексную психолого-юридическую сущность, поэтому психологические знания являются составной частью юридического образования. В книге рассказывается об истории развития юридической психологии и ее задачах, о методах психологического воздействия на личность в юридической практике, о судебно-психологической экспертизе. Отдельные главы учебника посвящены развитию психики, мозга, психологическим процессам и состояниям (ощущениям, восприятиям, вниманию), развитию памяти и мышления у работников юридического труда, личностному подходу в психологии, тактическим подходам для установления психологических контактов и общения, получения необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Отдельный раздел книги посвящен вопросам судебной психологии, где рассматриваются предмет и задачи криминальной психологии, представлен психологический анализ преступной деятельности, рассматриваются психология потерпевших и несовершеннолетних, а также психологические основы предварительного расследования и исправительной (пенитенциарной) психологии. Предлагаемый учебник содержит также дополнительные материалы, к которым относятся перечень вопросов для экзаменационных билетов, темы курсовых работ и рефератов, список литературы. Автор учебника, учитывая свой двадцатилетний опыт преподавания юридической психологии на юридических факультетах университетов и юридических вузах страны, рекомендует свою книгу студентам, аспирантам и преподавателям юридических специальностей, работникам правоохранительных органов и тем, кто интересуется психологией права.
Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для бакалавриата / под ред. Е.А.Климова, О.Г.Носковой, Г.Н.Солнцевой. – Москва: Юрайт, 2016. – 529 с. – Текст: непосредственный. Современная психология все более активно проникает в различные области общественной жизни. Одной из сфер ее приложения была и остается профессиональная деятельность людей. Мир профессий многолик и изменчив, и любая сфера профессионального труда достойна психологического изучения, оптимизации. Учебник состоит из трех разделов. В первой части даны обзорная характеристика психологических наук о труде, показано отличие трудовой деятельности от других видов деятельности, описываются главные тенденции изменения мира труда в современную эпоху, содержатся краткие сведения об истории зарождения психологических наук о труде в России. Особое внимание уделяется эргономике как междисциплинарной научной отрасли, без применения достижений которой промышленность России не сможет производить конкурентоспособную продукцию. Во втором разделе книги освещаются традиционные проблемы, общие для психологии труда и инженерной психологии: ценностно-мотивационной направленности субъекта труда; технологии формирования профессионализма; теоретические и практические технологии карьерного консультирования граждан; проблемы индивидуального стиля деятельности; дифференциальной психологии труда – вопросы профессионального отбора, аттестации кадров; психолого-трудовой и эргономической помощи в социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; психологии группового субъекта труда. В третьей главе идет речь о подходах и концепциях инженерной психологии, принятии решений в профессиональной деятельности, характеристике систем «человек – машина», психомоторике, важной для проектирования рабочих мест и оптимизации трудового движения, психологической безопасности. В начале каждой части книги сформулирован набор компетенций, а завершаются разделы представлением итогов, вопросами и заданиями для самопроверки и списком рекомендуемой и цитируемой литературы. Материалы учебника проиллюстрированы рисунками и фотографиями. Книга будет полезна не только студентам, но и преподавателям психологии, а также психологам-практикам и представителям смежных профессий.
Мананикова, Е.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / Е.Н.Мананикова. – Москва: «Дашков и К», 2008. – 224 с.- Текст: непосредственный. Педагогическая психология – это наука, изучающая изменения личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что же происходит с личностью человека на том или ином этапе его становления, когда она включена в организованную систему обучения и воспитания. Объектом изучения педагогической психологии является образовательный процесс, представляющий собой многофункциональное явление. В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные проблемы педагогической психологии: психологические аспекты педагогической и учебной деятельности, психологические особенности обучающихся и педагогов, психологические характеристики обучения в начальной и средней школе, профессионального образования, проблемы воспитания, педагогического общения, деятельность психологической службы образования и другие проблемы. Материал книги отражает состояние отечественной и зарубежной педагогики и психологии, здесь же рассматриваются методы проведения психолого-педагогического исследования. Знакомясь с книгой, читатель узнает о предмете и задачах педагогической психологии и истории становления этой науки, о целях и психологических механизмах воспитательного процесса, о психологических характеристиках обучающихся, о стилях педагогического общения, о разрешении конфликтных ситуаций в процессе педагогической деятельности. После освоения теоретического материала рекомендуются проверочные учебные кроссворды по основным темам курса педагогической психологии, решение которых способствует более прочному усвоению понятийного аппарата учебной дисциплины, вызывает интерес к предмету, развивает логическое и творческое мышление, все виды памяти и эрудицию. В учебном издании имеется также краткий словарь психолого-педагогических терминов и список литературы. Книга будет полезна для преподавателей вузов, студентов, специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров, методистов и слушателей факультетов повышения квалификации.
Шикун, А.Ф. Управленческая психология: учебное пособие / А.Ф.Шикун, И.М. Филинова. – Москва: Аспект Пресс, 2002. – 332 с.- Текст: непосредственный. Управленческая психология является отраслью психологической науки и обеспечивает междисциплинарное научно-практическое направление. Целью управленческой психологии являются исследования и психологическое обеспечение решений проблем организации деятельности в условиях рыночной системы хозяйствования. В широком понимании это: психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность менеджера, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерство, мотивирование; традиционные социально-психологические явления (климат в коллективе, общение); вопросы психологии труда (анализ эффективности трудовой деятельности); вопросы конфликтологии (причины и способы разрешения конфликтов); общая психология (теория деятельности, личности, развития). Предлагаемое учебное издание представляет собой «триаду»: теоретический курс, практикум и тетрадь для конспектов и творческих работ. Первая часть книги ориентирует студентов на изучение фундаментальных положений общей и управленческой психологии, которые имеют первостепенное значение в деятельности менеджера. Помимо классических положений авторами широко использованы современные психологические концепции, материалы психологических исследований, передовой опыт обучения и воспитания студентов. Задания «Практикума» (второй части учебника) обеспечивают повторение и закрепление теоретических знаний, изучение психических процессов, состояний и свойств личности, тестирование развитости профессиональных качеств руководителя, изучение социально-психологического климата коллектива, средств делового общения и уровня общительности. Здесь же содержатся тренинги и изучаются методики развития общих способностей, памяти, речевой активности, мышления, творческого воображения, например, темы «Эмоциональная и волевая регуляция поведения» или «Психология принятия решений». Последняя часть книги представляет собой «Приложение» в виде образца тетради для систематизации полученных на занятиях знаний и закрепления их в качестве самостоятельной работы, где использованы рисунки, таблицы и схемы. Материалы учебника адресованы студентам, аспирантам, преподавателям, психологам и другим специалистам, интересующихся психологией, научной организацией умственного труда, эргономикой.
Фугелова, Т.А. Инженерная психология: учебное пособие для вузов /Т.А.Фугелова. – Москва: Юрайт, 2019. – 316 с. – Текст: непосредственный. Технический прогресс приводит ко все более широкой механизации и автоматизации производственных процессов, централизации управления ими, внедрению вычислительной техники и автоматизированных систем управления, использованию системных методов в организации и управлении производством. В связи с этим возникает большой круг теоретических и прикладных проблем, связанных с изучением и совершенствованием систем «человек – машина», являющихся основным объектом исследования инженерной психологии. В учебнике освещаются основные методологические вопросы инженерной психологии, рассматриваются предмет, задачи и методы инженерной психологии. В одной из тем представлен психологический анализ деятельности оператора, характеристики основных психических процессов и функций. В разделах книги отражены вопросы учета инженерно-психологических требований при проектировании систем «человек – машина», определены требования к устройствам отображения и ввода информации, факторам производственной среды, рабочим местам операторов. Представлен материал по учету человеческого фактора при эксплуатации сложных систем. При этом на первый план выдвинуты не процессы информационного обмена между машиной и машиноподобным человеком, а человек как субъект деятельности. Большое внимание в книге уделяется вопросам профессионального отбора и обучения операторов, организации их групповой деятельности. Специальный раздел учебника «Практикум» посвящен комплексу современных методов исследования труда и личности профессионала. Например, в методике оценки профессионально важных качеств операторов, определяются оперативные пространственные представления и мыслительные способности, способность к логическому умозаключению, оперативной памяти, вниманию. В других представлены психомоторные качества будущего инженерного специалиста, исследуются методы психологической саморегуляции функциональных состояний профессионалов и др. Каждая теоретическая глава учебника заканчивается вопросами и заданиями, которые носят, как правило, творческий характер. В конце издания помещен глоссарий и список литературы. В ходе изучения данного пособия, студенты имеют возможность приобрести такие важные профессиональные качества личности оператора как интерес к операторской деятельности, способность к напряжению при возникновении стрессовых ситуаций, эмоциональную устойчивость, широту распределения, быстроту переключения, устойчивость внимания и т.д. Будущий технический специалист должен знать основные понятия и категории инженерной психологии, уметь организовывать работу в группах и оперативно находить решения в нестандартных ситуациях, владеть культурой мышления и способностью к анализу и восприятию информации. Учебник будет интересен и полезен не только студентам, но и тем, кого привлекают вопросы психологии и, непосредственно, инженерной психологии.
Среди других книг, схожих с тематикой обзора, следующие издания:
Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 592 с.
Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие / С.Д.Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов на Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
Рыбников, О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для вузов / О.Н.Рыбников. – Москва: академия, 2014. – 336 с.
Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие для вузов / Г.Г.Филиппова. – Москва: Академия, 2004. – 544 с.
Экономическая психология. Социокультурный подход / под ред. И.В.Андреевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 512 с.
Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие для студентов вузов / О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов. – Москва: Академия, 2001. – 352 с.
Ноябрь, 2023 г.