Библиотека БФ ПНИПУ предлагает вниманию краткий обзор публикаций журнала «Высшее образование в России» за 2-й и 3-й кварталы 2022 года.
Костина Е.Ю., Орлова Н.А. «Новая нормальность» образовательных практик студенческой молодежи в реалиях пандемии коронавируса (№4, с.42-59). В статье рассматриваются процессы, происходящие в высшей школе в условиях пандемической реальности, их влияние на образовательные практики студенческой молодежи при формировании новой повседневности. Цель исследования – оценить влияние вынужденного онлайн-обучения на трансформацию традиционных образовательных практик. В результате проведенного социологического исследования представлены характеристики оценочных суждений студентов, показаны сильные и слабые стороны процесса обучения, связанные с очным и дистанционным форматом обучения.
Косова Е.А. Аналитический обзор сервисов цифровой доступности на официальных сайтах ведущих университетов мира (№4, с.148-163). Пандемия COVID-19 выявила уязвимые места и проблемы современного образования, среди которых – неготовность мирового сообщества к массовому переходу на электронное обучение (ЭО) с использованием дистанционных образовательных технологий. Доступность электронного образовательного контента для всех обучающихся, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобрела особую актуальность, связанную с массовым переходом обучения в дистанционный и смешанный формат. Цель предлагаемой статьи состоит в изучении и систематизации данных о содержании сервисов поддержки цифровой доступности на основании анализа контента официальных сайтов ведущих мировых университетов.
Багдасарьян Н.Г., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. От компетентностной модели специалиста-инженера к STEM-образованию, или …Вперёд в прошлое? (№5, с.67-83). На протяжении последних 20 лет стандарты образования неоднократно менялись в своих целевых характеристиках. Мировая практика свидетельствует, что одним из перспективных направлений подготовки инженеров является проектно-ориентированный подход, акцентирующий практическую направленность обучения в высшей школе. Авторы статьи показывают, что признанные международные стандарты инженерного образования в сферах технологий, естественных и прикладных наук (CDIO, STEM-образование) в своей основе совпадают с хорошо известным в мире и многократно апробированным «русским методом подготовки инженеров», интегрирующим широкое фундаментальное образование в области естественных и гуманитарных наук и технологическую практику на передовых инновационных предприятиях. В предлагаемом материале ставиться вопрос о будущих перспективах отечественного инженерного образования, о специалистах-инженерах, отвечающим требованиям современного этапа жизни общества.
Титова С.В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования (№5, с.133-149). В статье представлена разработанная карта компетенций, включающая информационно-коммуникационную, профессионально-коммуникативную иноязычную, методико-теоретическую и универсальную группы компетенций. Она является результатом теоретических обобщений и анализа педагогического опыта дистанционных программ профессиональной переподготовки для преподавателей иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова. Карта может быть использована как инструмент профессионального развития, так как позволяет ставить кратковременные и долговременные цели, выделять пробелы в своем профессиональном развитии, формировать инновационное мышление и т.д.
Король А.Д., Воротницкий Ю.И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века (№6, с.48-62). В предлагаемой публикации рассмотрен опыт Белорусского государственного университета по разработке и реализации концепции креативного образования, развертыванию широкомасштабной программы внедрения дистанционных технологий. Описаны практические шаги по выполнению этой программы, такие как разработка новой учебно-методической литературы, создание межвузовского портала «Методология, содержание, практика креативного образования», реализация очно-дистанционной программы повышения квалификации и проекта «Педагогическая мастерская онлайн-обучения». Ориентация на разработку собственных цифровых платформ позволит в полной мере реализовать педагогические новации и повысит степень коммуникативности субъектов образовательного процесса и его качество.
Яковлев В.А. Философское образование в координатах науки (№6, с.103-113). Двухуровневая модель образования отечественной высшей школы привела к довольно резкому сокращению количества дисциплин и объема часов философских курсов. В статье автора, доктора философских наук, обосновывается неразрывная связь и креативное взаимодействие философии, науки и образования в ходе их исторического развития. Рассматривается проблема преподавания курса истории и философии науки в плане формирования мышления будущего ученого. Описывается практический опыт преподавания автором философских дисциплин, представлен сравнительный анализ положительных и отрицательных оценок учеными взаимосвязи философии и науки, показано значение научных дискуссий для дальнейшего стимулирования развития науки и теоретического мышления.
Ибрагимов Г.И., Калимуллина А.А. Трансформация лекции в современной высшей школе России (№ 7, с.96-112). Актуальность темы обусловлена противоречием между накопленным высшей школой опытом адаптации лекции как формы организации обучения к новым условиям функционирования образования. В результате проведенных исследований выявлено, что несмотря на обилие разнообразных источников информации, лекция не вытесняется из системы высшего образования, но к ней предъявляются новые требования. Основными требованиями к современной лекции стали: проблематичность, гибкость структуры, ориентация на диалогические формы коммуникации со студентами, эффективная обратная связь. Ведущей тенденцией развития лекции в вузе становится сочетание унаследованной от традиционной лекции научности, информативности и высокого профессионализма с многообразием типов и видов лекции, повышением доли интерактивных приемов активизации учебной и коммуникационной деятельности студентов. Трансформация лекции в высшей школы идет в основных трех направлениях: организационно-содержательном, функциональном и структурно-коммуникационном.
Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. «Здоровая личность» современного студента вуза как исследовательский концепт (№7, с.151-166). Здоровье молодежи находится в фокусе внимания исследователей. В рамках статьи представлен авторский концепт «здоровой личности», который включает следующие компоненты: эмоциональная стабильность и психологическое благополучие, низкая степень внушаемости и приверженность ценностям добра и безопасности. Эти компоненты отвечают вызовам современного мира и лежат в основе способности личности студента противостоять рискам и опасностям, в том числе экстримизму. Для создания концепта использовано сочетание методик: «Опросник общего здоровья» Голдберга, «Опросник» Шварца, «Тест внушаемости» .Клаучека С.В. и Деларю В.В. Далее был проведен анкетный опрос и выявлен процент «здоровых личностей» и «личностей в зоне риска».
Певная М.В., Дроздова А.А. Культурное волонтёрство студентов вузов: оценка опыта участия и потенциал развития (№8-9, с.41-57). Статья подготовлена по материалам двух исследований, проведенных среди молодежи в Свердловской области, в которых представлен опыт социального участия студентов вузов и их вовлеченность в практики волонтёрства культурной сферы. Культурное волонтёрство подразумевает участие в различных культурных мероприятиях (концерты, фестивали, акции, выставки и т. д.), где молодежь может быть задействована для регистрации гостей мероприятия, работой со СМИ, ведением фотосъемки и пр. В рамках культурного волонтёрства может быть работа непосредственно в учреждениях искусства и культуры – музеях, театрах, библиотеках (проведение экскурсий, рекламные акции и пр.). Авторы доказывают, что студентов, имеющих опыт культурного добровольчества отличает заинтересованность и вовлеченность в культурную жизнь своих городов. Участие студентов в волонтёрском движении повышает также уровень их компетенций как будущих молодых специалистов.
Мирошников С.А., Нотова С.В., Никулина Ю.Н. Кадровое сотрудничество вуза и индустриальных партнеров в контексте карьерного развития молодежи (№8-9, с. 99-115). Каждый университет должен выстраивать собственную стратегию по формированию карьерной траектории выпускников, опираясь на наиболее эффективные и востребованные форматы взаимодействия с индустриальными партнерами и со студентами и выстраивать циклограмму карьерного развития своих выпускников. Опыт взаимодействия вузов с бизнес-сообществом позволяет выстраивать концепцию сотрудничества с учетом перспективных планов и программ развития соответствующих сторон. В статье предложены рекомендации по разработке программы карьерного развития молодежи, повышению эффективности взаимодействия вуза и кадровых партнеров за счет создания студенческого объединения профессионального развития, ориентированного на активизацию профориентационной деятельности университета, выявление творческого, научного и предпринимательского потенциала студентов, развитие навыков, необходимых для повышения конкурентоспособности на рынке труда, помощь в планировании и построении карьеры студентов и выпускников университета.
Октябрь 2022 г.